Для Вас родители!


«Как долго нужно заниматься с логопедом

Как долго нужно заниматься с логопедом? Это вопрос, который волнует большинство родителей, нуждающихся в логопедической помощи для своего ребенка. Иногда, советуясь с другими родителями, возникают противоречия: кому-то поставили звук за одно занятие, а кто-то ходит к логопеду уже несколько лет. И тогда у некоторых родителей создается впечатление, что из них тянут деньги, или логопедзанимающийся с их ребенком – некомпетентен. К сожалению, дать точный ответ, сколько времени потребуется на логопедическую коррекцию, не сможет даже самый опытный логопед. Конечно, не все логопеды одинаково занимаются с детьми, имеют разный опыт и работают по разным методикам, однако не всё зависит только от логопеда, есть множество факторов, влияющих на сроки коррекционной работы при нарушениях речи.

В первую очередь, сроки коррекционной работы зависят от вида речевых нарушений. Родителю сложно разобраться в тонкостях дифференциальной диагностики алалии, дизартрии, дислалии и ринолалии, им оно и не нужно, ведь этим занимается врач – невролог и логопедДля родителей все эти нарушения выглядят примерно одинаково: неправильно произносит звуки, глотает слоги, говорит «шепеляво»«картавит». Однако, от структуры речевого нарушения (ПОЧЕМУ ребенок так говорит) напрямую зависят сроки работы. Например, при функциональной дислалии (когда у ребенка слабо развиты мышцы артикуляционного аппарата вследствие продолжительного периода кормления ребенка пюрированной пищей) продолжительность постановки и введения звуков в речь, скорее, всего, не будет превышать 2 – 3 месяцев, а при дизартрии, когда нарушение имеет органический характер (нарушение произносительной стороны речи вследствие органического поражения центральной и периферической нервной системы, сроки коррекционной работы могут достигать нескольких лет.

Очень много зависит от индивидуальных особенностей ребенка: при общих правилах онтогенеза (индивидуальное развитие организма, у детей одного возраста могут быть развиты совершенно в разной мере восприятие, внимание, память, мышление, усидчивость и многие другие личностные особенности, что существенно сказывается на сроках коррекции. Еще более продолжительной оказывается работы с детьми, имеющими сопутствующие нарушения, такие как задержка психического развития (ЗПР, расстройство аутистического спектра (РАС, синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ или СДВ) и другие. В некоторых случаях для получения качественного результата необходима работа сразу нескольких специалистовлогопеда, дефектолога, психолога, нейропсихолога.

Участие родителей в коррекционном процессе и выполнение рекомендаций специалистов существенно сокращают длительность работы с ребенком: даже если ваш ребенок занимается у самого опытного специалиста, но вы не выполняете его рекомендаций, его работа не даст быстрых результатов.

Логопед, как специально обученный педагог, который постоянно взаимодействует с разными детьми может давать рекомендации в виде консультации с другими смежными специалистами: невролог, ЛОР, психиатр, психолог, стоматолог, а также рекомендации по введению нового речевого режима в вашей семье, особенностей общения с вашим ребенком. При выполнении всех рекомендаций сроки работы существенно сокращаются, а родитель и специалист работают сообща.

Конечно, совместный труд логопеда и родителя предполагает включение в этот процесс и ребенка: например, при коррекции звукопроизношения у ребенка необходимо выработать новый условный рефлекс (новую привычку говорить)Этот процесс можно сравнить с занятиями танцами: сначала необходимо разогреть мускулатуру, выполнить разминку, затем выучить по отдельности все элементы танца, после этого тренировать соединение всех элементов воедино, и уже затем оттачивать мастерство – доводить выполнение всех движений до автоматизма, не думать какое движение следует за другим. То же самое и при автоматизации звука: сначала разминка – логопедический массаж или артикуляционная гимнастика, затем тренировка правильного произношения заданного звука, потом введение его в слоги, а уже затем произнесение звука в словах, словосочетаниях, предложениях. А чтобы заданный звук появился в речи, нужно отработать его таким образом, чтобы не задумываться, куда и как поставить язык. Новая привычка обязательно должна подкрепляться позитивными эмоциями, поддержкой и контролем.

Регулярность посещения занятий сказывается на сроках коррекции. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра – поэтому логопед чаще всего играет с ребенком, однако во время игры реализуются коррекционные и развивающие задачи, то есть во время игры ребенок получает необходимые знания, навыки и умения. Поэтому, если занятия проводятся нерегулярно, те самые знания, навыки и умения забываются, теряются и, соответственно, процесс логопедической работы замедляется. В некоторых случаях, например, при длительном отсутствии занятий или тяжелых формах речевых нарушений логопеду и ребенку приходится начинать всё сначала, поэтому, даже при пропуске занятия по уважительной) причине, необходимо позаниматься дома и повторить весь пройденный материал, а также регулярно закреплять материал, подключая к работе маму, папу, бабушек и дедушек.

Сроки коррекционной работы зависят от возраста начала работы: следует помнить о сензитивных (благоприятных) периодах для развития той или иной функции. Так, благоприятным периодом для формирования речевой функции является возраст до 3-х лет, ведь к трем годам речевая система уже практически сформирована. Поэтому, если обратиться к логопеду на запуск речи в 4 или 5 лет, следует понимать, что сроки коррекции будут гораздо более длительными, чем, например, в 2 года. Оптимальный возраст для начала работы над запуском речи – 2 года.

Иногда наблюдается нарушение речи вследствие нарушения понимания речи, нарушении фонематического восприятия, нарушения коммуникативной и/или интеллектуальной функции. Тогда коррекционная работа начинается с формирования предпосылок к речевой деятельности: развития фонематического восприятия (способность услышать правильно каждый звук в потоке речи, развития понимания речи (для запуска речи необходимо, чтобы ребенок понимал речь на предикативном уровне, т. е. умел выполнять двухступенчатую инструкцию, понимал более 30 глаголов) и т. д.

Часто родители путают «постановку» звука с «автоматизацией» звука. Первая может занять всего одно занятие, тогда как автоматизация звука – это, обычно, длительный процесс (от 2-х месяцев и до года) выработки нового условного рефлекса – новой привычки. Чтобы звук появился в речи ребенка, нужно его не только поставить, но и автоматизировать. Длительность автоматизации также зависит от вида нарушения произношения звука: искажение, пропуск или замена. Наиболее длительными при коррекции звукопроизношения является межзубный сигматизм, боковое произношение шипящих звуков и горловой ротацизм.

Речевой негативизм ребенка отрицательно влияет на успешность коррекционной работы. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность осознания им своего дефекта, что часто приводит его к нежеланию (страху) речепорождения. Запомните: ребенок НЕ УМЕЕТ лениться! Он всегда будет делать и говорить то, что доступно ему физически. Во избежание речевого негативизма следует исключить из своего словаря слова «скажи»«повтори»«говори» (для неговорящих детей, «говори правильно»«не картавь» (для детей с нарушенным произношением звуков).

Можно ли заниматься коррекцией речевых нарушений самостоятельно? Да, но логопеды не рекомендуют этого делать. Во первых, специалист сможет выявить первопричину нарушения и работать конкретно с ней. Во вторых, специалист владеет огромным количеством специально подобранных пособий для коррекции того или иного нарушения. В-третьих, специалист знает множество методик и выбирает из своего арсенала только те, которые подходят именно для этого ребенка.




 " Как помочь ребёнку быть вежливым
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».
4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
6. Учите вежливости вежливо!



 «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к вам придёт гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет вам сказать, затем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
2. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» — может стать поистине волшебной.
3. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога